Почему мы горюем

Горевание

Почему мы горюем? В чем смысл процесса горевания?

 Горе – особенное чувство! Ведь ни одно из живых существ, кроме человека, не хоронит своих собратьев. Это делает только человек! А «хоронить» – слово, близкое по происхождению со словами «сохранять», «прятать». Работа горя – в сохранении памяти.

 Не проделав работу горя, мы не можем хранить в памяти образ ушедшего, но будем узниками этой памяти. Утрата близкого сталкивает нас с реальностью нашей конечности. Напоминает, что мы не всемогущи. Ставит нас лицом к лицу с нашим одиночеством и необходимостью оставаться живым без ушедшего человека. Выделяют несколько стадий горевания (по Ф. Е. Василюку):

  1. Шок: «Я не могу в это поверить», «Этого не может быть!»

    Шок может продолжаться от нескольких секунд до нескольких недель. В среднем – 7-9 дней. Оцепенение – характерная особенность стадии шока. Человек чувствует себя оглушенным, в определенной степени бесчувственным. И это абсолютно естественно, т.к. психике необходимо время, чтобы встретиться с горем в полном объеме.

  2. Фаза поиска.

    Пик этой фазы приходится примерно на 5-12 день после смерти близкого. Для этой фазы характерно не столько стремление вернуть ушедшего, сколько трудность в признании постоянства этой утраты. Человеку может слышаться голос ушедшего, ощущается его присутствие, телефонный звонок или звонок в дверь? – мысль «Это он!».

  3. Фаза острого горя.

    Это период отчаяния, страдания. Длится примерно 6-7 недель после утраты. Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. В этот период может сильно изменяться повседневная деятельность, может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. На этой фазе может проявляться злость: «Почему я? Это несправедливо! «Нет! Я не могу это принять!» Когда мы осознаем, что изменения реальны и коснутся нас, наше отрицание может переходить в злость, которая может быть направлена совершенно в разные стороны: на себя, обстоятельства, близких, коллег, бога, правительство и т.д. когда в акте острого горя человеку удается сначала полно погрузиться в частичку его прежней жизни с ушедшим, а затем выйти из нее, как бы отделив в себе "себя", остающегося в прошлом, и "себя", наблюдающего из настоящего за своей прошлой жизнью, то эта частичка оказывается отвоеванной у боли и времени для памяти.

  4. Фаза "остаточных толчков и реорганизации".

    Продолжается примерно в течении года после утраты. Это фаза постепенного восстановления жизни и деятельности без ушедшего. Эмоциональные толчки становятся реже, за год проходят все важные даты (день рождения, Новый год без ушедшего, весна и т.д.)

  5. Фаза завершения.

    Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в продолжающемся смысловом целом моей жизни (он может, например, стать символом доброты) и был закреплен во вневременном, ценностном измерении бытия.

 Проживание горевания может вести к обращению к себе, к более глубокому чувствованию собственной жизни, обретению новых ее смыслов, более полному ощущению собственной жизни, более насыщенному ее переживанию. Однако работа горя – это длительный процесс, который может вызывать массу чувств. Я готова быть с вами рядом в этих чувствах, дать безопасное пространство для них, поддержать вас в принятии себя и своих чувств и к обретению собственных смыслов на этом непростом пути.

{{ message }}

{{ 'Comments are closed.' | trans }}